Последние изменения в законодательстве государственно-частного партнерства

22 января 2021 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Закон № 669 о внесении следующих изменений в законодательство о государственно-частном партнерстве («ГЧП»).

Во-первых, привязка цен на товары, услуги (и работы) в Узбекистане в иностранной валюте допускает только в проектах, реализуемых с иностранными инвестициями в рамках соглашений о ГЧП или инвестиционных соглашений с Правительством республики на основании решений Президента.

Во-вторых, концессии теперь реализуются и регулируются в том же порядке, что и проекты ГЧП. Более того, отменен Закон «О концессиях».

В-третьих, Закон № 669 внес понятие «специальная проектная компания» в Законе о ГЧП. Самое главное, что теперь соглашения о ГЧП можно заключать напрямую с такими компаниями.

В-четвертых, изменено понятие «государственный партнер». Отныне не только Республика Узбекистан в лице его органов управления может выступать в качестве государственного партнера, но и органы исполнительные власти на местах, а так же иные юридические лица или объединения юридических лиц, уполномоченные Кабинетом Министров, в своей компетенции.

В-пятых, Законом №669 в Закон о ГЧП дополнена новая статья, определяющее полномочия органов исполнительных на местных в области ГЧП. Местные исполнительные органы уполномочены определять находящиеся в их распоряжении объекты, в отношении которых может быть заключено соглашение о ГЧП, и выделять земельные участки без проведения аукциона на срок, указанный в соглашении о ГЧП, для реализации проекта ГЧП.

В-шестых, Закон №669 уточнил сведения о проектах ГЧП, которые должны публиковаться на официальных сайтах государственного партнера и Агентства развития ГЧП Узбекистана («АРГЧП»). Информация должна включать:

  • Стороны;
  • направление деятельности проекта;
  • месторасположение проекта;
  • Срок реализации проекта;
  • Тарифы на товары (работы, услуги), реализуемые потребителям (при наличии);
  • Общая стоимость проекта;
  • объем и виды государственной поддержки (при наличии).

В-седьмых, Закон № 669 вносит следующие изменения в процедуру изменения и расторжения соглашения о ГЧП:

  • Изменение / расторжение соглашения о ГЧП по проекту ГЧП общей стоимостью до эквивалента 1 млн долларов США включительно осуществляется государственным партнером и частным партнером самостоятельно в порядке, установленном соглашением о ГЧП.
  • Изменение / расторжение соглашения о ГЧП по проекту ГЧП с общей стоимостью эквивалента более 1 миллиона долларов США осуществляется по согласованию с ГЧПД.
  • Изменение / расторжение соглашения о ГЧП по проекту ГЧП общей стоимостью эквивалента более 10 миллионов долларов США осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В-восьмых, Закон №669 предусматривает, что в случае изменения законодательства, вступившего в силу на дату заключения соглашения о ГЧП, повлекшее прямое увеличение затрат частного партнера или уменьшение его доходов по проекту ГЧП, последний вправе требовать: компенсационного увеличения платы за наличие объекта ГЧП и (или) платы за пользование; единовременная компенсационная выплата от государственного партнера и (или) внесение соответствующих изменений и (или) дополнений в соглашение ГЧП, если это предусмотрено соглашением.

В-девятых, кредиторы могут заключать прямые соглашения с государственными или частными партнерами, в которых учитываются: права и обязанности кредиторов в связи с заменой или отстранением частного партнера (управление частным партнером); обязательство производить платежи, причитающиеся государственным партнером частному партнеру в соответствии с соглашением о ГЧП в случаях замены или отстранения частного партнера; условия по снижения риска расторжения соглашения ГЧП; выплаты при досрочном расторжении соглашения ГЧП; порядок обмена информацией о реализации проекта ГЧП, об обеспечении прав и обязанностей сторон.

 В-десятых, Узбекистан может предоставить дополнительную поддержку и гарантии для реализации проекта ГЧП путем заключения «соглашения о государственной поддержке» с частным партнером или в порядке, установленном в соглашении о ГЧП. В соглашении о государственной поддержке Узбекистан представлен Министерством финансов. Эти соглашения вступают в силу с даты принятия соответствующего постановления Президента или Кабинета министров об их утверждении, если иное не предусмотрено соответствующим постановлением.

Наконец, частный партнер являющийся резидентом Республики Узбекистан вправе открывать банковские счета за рубежом в целях, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве и (или) соглашением о государственной поддержке.

Winfields имеет обширный опыт консультирования и юридической помощи иностранным инвесторам, выходящих на рынок Узбекистана, и будет рада предложить более глубокий обзор проблем регулирования ГЧП. Обращаться к нам если возникнут какие-либо вопросы.

Мы в социальных сетях: